Отношение декабристов к крепостному праву
Многие декабристы неоднократно указывали, что именно крепостное право и пренебрежение к личности человека заставило их пересмотреть свое отношение к российской действительности, толкнуло их на путь активной борьбы. «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало»,— заявлял в своих показаниях П. И. Пестель. «Несправедливости, насилие и угнетение помещиков, их крестьянам причиняемое... укрепляли в моем уме либеральные мысли»,— говорил на следствии член Общества соединенных славян Борисов 2-й.
Восстание декабристов
Крепостное право воспринималось, прежде всего, как глубочайшее оскорбление национальной гордости. В этом смысле замечательные строки содержит рукопись, найденная в 1825 г. при обыске у декабриста В. Ф. Раевского. Объясняя причины, заставившие его протестовать против крепостного права, автор этого рассуждения пишет:
«Не честолюбие, но патриотизм управляет мною, могу ли видеть порабощение народа, моих сограждан, печальные ризы сынов отчизны, всеобщий ропот, боязнь и слезы слабых, бурное негодование и ожесточение сильных и не сострадать им?».
Но крепостное право расценивалось декабристами и как исходный момент в том несоответствии между производительными силами и производственными отношениями, которое тормозило хозяйственное развитие России и обрекало ее на экономическую отсталость.
Особенно четко эти положения были высказаны М. А. Фонвизиным и Н. И. Тургеневым уже после событий 1825 г.; первым — в отношении развития сельского хозяйства, а вторым — в отношении промышленности. «Неудачи, испытываемые владельцами имений при введении в них улучшенных методов земледелия, и вообще системы рационального сельского хозяйства, несравненно многосложнейшего, происходят,— писал Фонвизин,— от невозможности согласовать его с существованием крепостных работников». Н. И. Тургенев, крупнейший русский экономист, характеризуя состояние русской промышленности, указывал:
«...что касается фабрик и заводов, то существование рабства влияет на них еще более пагубно, чем на земледелие; им еще менее можно производить там, где труд не свободен».
Немаловажное значение в формировании идеологии декабристов имел и подъем массовых движений в послевоенные годы. Боясь народных движений и ставя своею целью совершить революцию без народа, часть декабристов в то же время весьма отчетливо понимала основные причины народных выступлений. «Действия народов в сем случае,— писал П. И. Пестель,— есть действие оборонительное, ибо они не налагают ига на аристократов и богатых, но только себя от их ига избавить хотят».